Репортаж с Грелкой на шее

9 Октябрь 2010
от

Возомнив себя уже вполне зрелой писакой тельницей, я решила принять участие в осенней Рваной грелке (2008), в первый раз в жизни. Наслышана я была про это суперкрутой конкурс, существующий аж с 2000 года, организованный Ллео Кагановым и при непосредственной помощи Лукьяненко.
В конце концов, главное не победа, и мне было крайне любопытно принять в этом участие. Для тех, кто не знает, поясню конкурс традиционно жeсткий и по срокам и по всему остальному. На написание дается два с половиной дня, конкурс анонимный и самосудный. Кроме того, принимают в нем участие как совсем зеленые новички, так и крутые писатели- фантасты, такие, как Каганов и Лукьяненко (разумеется, даже заявку регистрируя под псевдонимами). А тексты идут только под номерами – двойная конспирация. :))
Короче, я морально настроилась и стала ждать объявления темы.

Тему объявили в пятницу в 14:00 и я сразу выпала в осадок.

Мало того, что звучала она так: “Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря” (кстати, что это строка Бродского я узнала только через несколько часов, вбив ее в Гугль), но рассказ должен быть написан в стиле “вестерн”.

Часа два я заламывала руки, нецензурно ругалась (в мыслях) и пищала: не хочу, не буду! Более полярные вещи, чем я и вестерн представить себе трудно – разве, что какой – нибудь фентэзи про орков и гоблинов.

Злобно ожидая, что сейчас конкурс и организаторов пошлют все, я зашла почитать комментарии и… Несмотря на активно выраженную позицию участников слоганом “тема – г..но!” (слоган повторялся почти в каждом комментарии), практически никто не собирался отказываться, а скулящих авторов вроде меня обзывали слабаками.
Надо сказать, что упрямство моя вторая натура. Начитавшись оскорблений, я почувствовала здоровую злость и решила написать, во что бы-то ни стало.

Тут неоценимую помощь мне оказал goodbadevil.

Собственно я бы, наверное, еще долго ходила кругами, не зная о чем писать, если бы не организаторы. Решив прояснить для особо умных и талантливых, что такое стиль “вестерн”, они написали такую характеристику:

“Строгого формального определения не существует. Каждый участник должен это сам для себя определить, но определить таким образом, чтобы и другие участники поверили, что это вестерн. Иначе это неизбежно отразится на оценках. 8)) Но если вам любопытны наши частные мнения…

Вадим Нестеров:

На мой, например, личный вкус, в вестерне обязательно должны быть:

а) Стрельба

б) Персонажи Плохой, Хороший и Злой

в) Обширные пространства

г) Аборигены

д) И еще стрельба-стрельба-стрельба!!!!!!!”

Когда я увидела пункт б), то меня сразу как током ударило. К кому же еще обратиться как не к самому GoodBadEvil-у .

ГБЕ услышав тему и стиль, виртуально заржал и сказал: ковбои и Бродский – это бред, чем, собственно, и решил судьбу рассказа. :))))

Так, что всех кому моя нетленка не понравится, попрошу в сад обращаться к нему.

Сутки я сидела в интернете и изучала матчасть, чтобы не написать про развесистую клюкву, падающую стремительным домкратом.
Узнала про ковбоев много интересного. Потом полтора дня писала. Вычитывала всего два раза – больше не было времени.

В нашей группе (Б) сильных рассказов было не так много, на мой вкус не больше 10, но зато те, которые я взяла в топ (нужно было 6) – это рассказы!

Комментариев было немного, но дельные были, несмотря на стиль общения, живо напомнивший мне ЯП. Самое главное, я сравнила на практике “свое” и то, что мне жутко понравилось, и увидела разницу.

Кажется, кое-что поняла и чему-то научилась, во всяком случае, озадачилась. По комментариям поняла, конечно, что, скорее всего в финал не выйду. И действительно не вышла, но когда стала читать рассказы вышедшие в финал (из других групп), то озадачилась со знаком минус. Как такая хрень могла попасть в финал?!
Эту сакраментальную фразу повторяли в течение недели наперебой все участники.

Мдя… вкусы разные и настолько, что вызывают недоумение и ощущение, что я чего-то не понимаю в литературе, причем глобально.

За две недели чтения приблизительно 120 рассказов сделала выводы:

Вывод без номера: ненавижу вестерны! А от слов: Империя, море, провинция и аборигены буду вздрагивать еще долго. :))

Вывод первый: На тему забить можно (правда, тоже совсем явно нежелательно), а вот на фантидею нет! Я сделала с точностью до наоборот. Тему и условие прописала строго, а вот фантидея у меня очень слабенькая, и если строго подойти, то ее почти нет, скорее мистика. А Грелка конкурс фантастического рассказа – в этом основная моя ошибка, конечно. Здесь писателя-конкурента не обманешь.

Вывод второй: название рассказа – крайне важно. Я совсем не умею придумывать названия и это фатально. Нужно серьезно пересмотреть свое отношение.

Вывод третий: первые два абзаца и первая страница рассказа самое важное в нем. Важнее этого только концовка. Практически 80% участников не дочитывали текст, если первая страница их не увлекала. И это правильно.

Вывод четвертый: лучше недосказать, чем переобъяснять. Разжевывание, вешание табличек на каждую лошадь и кактус, чтоб читатель не дай бог не перепутал, подробное логически верное объяснение, как и что произошло, действует читателю на нервы. Он не любит чувствовать себя дураком, читателю хочется догадываться самому, а заботливый автор вешает везде инструкции. 🙂

Вывод пятый: не надо рассказывать, надо показывать. Вместо того чтобы написать, что герой обрадовался, надо описать его улыбку. Читатель хочет видеть, а не получать информацию из уст автора.

Вывод шестой: очень важный элемент язык повествования. Но тут главное не перестараться – слишком индивидуальный тяжелый язык отпугнет читателя, излишние красивости тоже.

Вывод седьмой: текст должен быть динамичен. Самый красивый и поэтичный язык надоест, если действие будет стоять на месте и автор прервет погоню со стрельбой полуторастраничным описанием заката.

Вывод восьмой: автор должен знать, о чем пишет. Не надо забывать, что большинство участников читало ту же матчасть, но более внимательно и возможно обладает гораздо более обширными познаниями в этой области. А проколоться на мелочах очень нежелательно, хотя не смертельно, конечно. Подчистить можно и после, но вот минус в глазах участников точно заработаешь.

Вывод девятый: стилистика. Конечно, чистить рассказ придется после и хорошо чистить. Но допускать явные грубые ляпы и в большом количестве нельзя ни в коем случае, даже при самом большом цейтноте. Привередливые писатели, поймав парочку таких блох в начале, просто высмеют и дальше читать не будут, хотя у вас там дальше гениальный рассказ.
Для иллюстрации приведу собственный ляп, от которого мне теперь жутко смешно: “На это намекала окружающая прерия с редкими кактусами и два красавца – мустанга, терпеливо ждущие нас с патлатым”, – фраза жуткая, переделать.
Намекающая на что-то прерия, мало того, что само по себе образ странный, так еще и создается ощущение, что оба героя не слишком умны. Прерия, мустанги, кактусы… какой непрозрачный, однако, намек. Кроме того, я представил себе намекающих на что-то мустангов. И устрашился.”

Вывод десятый специфический: Грелка конкурс необычный. У просто хорошего крепкого рассказа здесь шансов нет – все – писатели, многие опытные, печатающиеся. Нужно обратить на себя внимание. Как? Это сложный вопрос. Стеб – слишком распространенный способ, процентов 50 – стёб той или иной степени удачности, но победить с ним почти невозможно. Значит надо писать серьезно. И тут так: или какая-то свежая сверхоригинальная идея, или какой-то необычный прием композиции рассказа, повествования, или потрясающе оригинальный язык. А лучше все вместе. И не надо забывать, что когда о ковбоях пишут сразу 200 человек вероятность совпадения идеи, антуража, имен очень велика. И твой супер – пупер рассказ оказывается бледной копией еще нескольких таких же.

Поэтому рассказ должен быть сверхоригинален и ярок, чтобы обратить на себя внимание.

Ну вот, пожалуй, и все. Хотя пару слов добавлю.

Атмосфера на Грелке, действительно, потрясная – балаган, ярмарка, где и обматерить могут, но и можно случайно увидеть потрясающий фокус, который здорово зацепит, а если повезет даже и научиться ему. И, конечно, адреналин и смех – юмористов и приколистов тут в огромном количестве. Так, что я для себя решила четко – в следующей Грелке обязательно участвую, даже если темой будут орки и гоблины.

Через пол-часа результаты финала и раскрытие анонимности. Жду не дождусь!

Метки:

Написать ответ